Проекты
Издания
Фонд «Обнажённые сердца» проводит постоянную работу для повышения уровня знаний родителей и специалистов о ментальных и физических нарушениях, а также о самых последних исследованиях мировой науки в этой области.
Уже более 15 лет мы работаем над созданием и развитием единой системы поддержки, направленной на совершенствование навыков, приобретение новых знаний специалистами и родителями детей с особенностями.
За эти годы мы накопили огромный опыт в обучении специалистов по работе с особыми детьми и их семьями. Экспертами Фонда в сотрудничестве с более чем 20 международными университетами и исследовательскими центрами создана программа повышения квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми с аутизмом и другими нарушениями.
Для этого были адаптированы современные зарубежные программы, созданы оригинальные тренинги и методические материалы для работы с детьми с самыми разными нарушениями в развитии.
Все наши издания распространяются бесплатно в электронном виде на сайте nakedheart.online.
Также теперь в каждой районной библиотеке Москвы, включая библиотеки им. Некрасова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Гайдая по единому читательскому билету можно бесплатно взять шесть книг, Фонда «Обнажённые сердца» посвящённых развитию, взрослению, воспитанию, досугу и помощи детям с нарушениями в развитии.
«Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью»
Книга написана экспертами Фонда, детским неврологом Святославом Довбней и клиническим психологом Татьяной Морозовой. Издание предназначено в первую очередь для родителей и специалистов, которые работают с детьми с РАС, и опирается только на методики с доказанной эффективностью.
Издание опубликовано, чтобы повысить качество знаний педагогов, интегрированных в систему инклюзии в образовательных учреждениях. Благодаря современным знаниям об особенностях и потребностях детей с РАС, подходам к организации окружения и образовательного процесса, а также учету особенностей коммуникации, поведения и мотивации детей педагоги могут более эффективно выстраивать систему инклюзии в образовательном учреждении.
Авторы издания постарались осветить наиболее важные вопросы развития и обучения детей с аутизмом. В методическом пособии подробно рассказано об особенностях обучения детей с РАС, современных подходах к развитию коммуникации и социальных навыков, способах оценки причин поведения и формировании социально приемлемого поведения, использовании разных видов визуальной поддержки.
Вторая глава книги посвящена описанию диагностических критериев РАС и содержит раздел «Расстройство аутистического спектра» из «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам пятого пересмотра» (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition. American Psychiatric Association, 2013) в переводе В. Гайнулиной под научной редакцией Т. Морозовой и С. Довбни.
Книга издана ограниченным тиражом в 2000 экземпляров и распространяется бесплатно среди специалистов, педагогов и родителей, работающих с детьми с РАС.
«Брошенные дети»
В 2019 году мы выпустили русский перевод издания Romania’s Abandoned Children: Deprivation, Brain Development, and the Struggle for Recovery издательства Гарвардского университета.
Книга «Брошенные дети: депривация, развитие мозга и борьба за восстановление» рассказывает о результатах многолетнего исследования влияния проживания в закрытом учреждении (доме ребенка, детском доме или доме-интернате) на развитие детей.
Вывод, который получили авторы исследования, однозначен: улучшить состояние ребенка позволяет только перевод в семью. Он же помогает преодолеть многие негативные последствия, возникшие в результате нахождения в закрытом учреждении.
«Брошенные дети» – необычная книга о драматических судьбах детей, брошенных цивилизацией. Без преувеличения – это фундаментальное исследование, основанное на новейших данных современной нейрокогнитивной науки и психологии развития личности ребенка, по своей глубинной сути является самым великим текстом на планете, которую Антуан де Сент-Экзюпери называл Планетой людей, – тестом на человечность, – Александр Асмолов, психолог, политик и ученый, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Книга «Брошенные дети» издана ограниченным тиражом в 1500 экземпляров и будет распространяться бесплатно среди специалистов, работающих в области детского развития, усыновления и системе закрытых детских учреждений.
Скачать книгу «Брошенные дети: депривация, развитие мозга и борьба за восстановление»
«Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра»
Авторы пособия — практикующие специалисты Фонда «Обнаженные сердца», психологи, педагоги, специалисты в области прикладного анализа поведения, постарались, опираясь на свой опыт ответить на самые распространенные вопросы родителей и специалистов, работающих с детьми с РАС дошкольного возраста.
- Что такое РАС и почему это спектральное расстройство?
- Как развивать игровые, социальные, коммуникативные навыки ребенка с аутизмом?
- Как решить проблемы, связанные со сном, туалетом, приемом пищи?
- Как понять причины нежелательного поведения и помочь в формировании социально приемлемых форм поведения?
Одна из задач данного пособия – помочь родителям и специалистам разобраться, какие подходы и почему являются действительно работающими с детьми с РАС. Это универсальные стратегии, эффективность которых подтверждена многими исследованиями.
Главы содержат теоретическую часть и разбор случаев. Все клинические примеры и иллюстрации описаны на основании опыта работы авторов с детьми с РАС и их родителями.
Скачать книгу «Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра»
«Как организовать досуг для детей и подростков с нарушениями в развитии»
Книга вышла в конце 2021 года и является частью методического пакета материалов по данной теме. Нашей основной задачей стало повышение уровня знаний всех, кто занимается досуговой деятельностью людей со специальными потребностями. Все описанные в книге стратегии помощи являются научно обоснованными практиками, которые могут быть применимы как при организации досуга, так и в любых других областях жизнедеятельности человека с РАС и другими нарушениями в развитии.
Досуг, отдых – важные составляющие жизни, которые влияют на физическое и психологическое состояние любого человека. К сожалению, на сегодняшний день возможности участия в досуговой деятельности для детей и молодых людей с особенностями развития ограничены. Это происходит по разным причинам – из-за недоступности среды, стигматизации в обществе, отсутствия достоверной информации о нарушениях в развитии и т.д. Поэтому мы считаем важным рассказать о том, как можно создать условия для участия в досуговых активностях для детей и молодых людей с особенностями развития в любой организации, занимающейся досугом, спортом и / или организацией отдыха.
Большую часть данного пособия занимает подробное описание опыта организации летних лагерей для детей и подростков с особыми потребностями, которое может пригодиться специалистам, организующим такие лагеря. В нашем пособии также можно найти большое количество практических советов и рекомендаций, описания и примеры использования эффективных стратегий.
Данный пакет методических материалов создан специалистами Фонда «Обнажённые сердца» при поддержке благотворительного фонда CSS.
Как организовать инклюзию в детском саду
В новом практическом пособии «Как организовать инклюзию в детском саду» описан опыт работы сотрудников Санкт-Петербургского государственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53 комбинированного вида Фрунзенского района». Коллектив детского сада опирался на знания и практические навыки, полученные ими в рамках совместной работы с Фондом «Обнаженные сердца». Данное издание будет полезно всем, кто только начинает или уже реализует инклюзивные программы для детей с аутизмом в детских садах.
Современный закон об образовании РФ дает всем детям право учиться и получать образовательные услуги в соответствии с их потребностями и возможностями. Образовательные учреждения (школы и детские сады)—оптимальное место, где можно организовать интенсивную программу обучения, доступную всем детям с РАС.
В нашем сборнике мы обобщили опыт сотрудников Санкт-Петербургского государственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53 комбинированного вида» Фрунзенского района. Надежды Третьяковой, Катерины Юдиной, Светланы Васильевой, Дины Сихры, Любови Балаки, Ирины Какуриной, полученный в результате создания эффективной комплексной модели инклюзивного образования для аутичных ребят.
Программа JASPER для детей с аутизмом
Фонд «Обнажённые сердца» выпустил перевод руководства по программе Джаспер (JASPER) сразу следом за англоязычным изданием. Программа JASPER получила подтверждение своей эффективности в многочисленных исследованиях и на данный момент является одной из самых современных натуралистических поведенческих вмешательств. Главным достижением и особенностью программы Джаспер является то, что она напрямую влияет на ключевые дефициты аутизма, улучшая совместное внимание, социальную вовлеченность и игру, повышая уровень саморегуляции, изменяя возможности для социальной коммуникации и значительным образом способствуя развитию коммуникации и речи. В руководстве вы найдете подробные рекомендации по применению программы Джаспер, узнаете о том, как проводить краткую оценку навыков игры, коммуникации и вовлеченности, как использовать эту оценку для определения освоенных и целевых навыков, как подготовиться к проведению сессии JASPER и использовать основные стратегии программы для развития игры, коммуникации и речи. Особенно полезными для специалистов, работающих по этой программе, будет раздел, посвященный преодолению трудностей, возникающих в ходе реализации программы.
Руководство для специалистов и всех заинтересованных. Книга будет полезна, прежде всего, специалистам, которые уже работают по программе Джаспер, но также и всем, кто заинтересован в изучении эффективных программ помощи детям с РАС. Скачать книгу «Программа JASPER для детей с аутизмом».
! Важное уточнение: Для применения программы Джаспер необходимо точно соблюдать все ее компоненты. Это достигается непрерывным обучением и супервизиями у сертифицированных тренеров программы. Самого по себе чтения пособия недостаточно для точного и полноценного применения программы Джаспер в работе с детьми с аутизмом. На данный момент обучение программе Джаспер в Центрах поддержки семьи «Обнажённые сердца» проводится только для сотрудников Центров и пилотных площадок фонда, но мы работаем над тем, чтобы сделать его доступным более широкому кругу специалистов.
новости проекта
другие проекты
Ежегодный Международный форум задуман как уникальная площадка для общения ведущих российских и зарубежных экспертов в области детского развития, обмена мнениями и опытом родителей и представителей НКО различных регионов
Информационная платформа для специалистов и родителей детей с особенностями развития с библиотекой статей, изданий, видео и подкастов по помощи людям с особыми потребностями
Мы знакомим специалистов госучреждений и НКО с последними исследованиями о нарушениях развития и лучшими программами помощи через конференции, семинары, тренинги, мастер-классы, лекции и стажировки