Юристы ЦЛП при поддержке Фонда «Обнаженные сердца» продолжают защищать права людей с особенностями развития
9 June 2021
С 2011 года фонд «Обнаженные сердца» поддерживает проект правовой группы Центра лечебной педагогики. Основное направление работы правовой группы ЦЛП — защита прав детей и взрослых с особенностями развития. В 2020 году правой группой было оказано 130 консультаций для 100 семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в том числе по вопросам реабилитации, инвалидности и образования, по получению социальных услуг, по вопросам опеки и дееспособности, а также жилищным, имущественным, налоговым, семейным и другим вопросам.
Мы решили рассказать о двух кейсах: в одном – родителям помогли реализовать права ребенка на образование, социальную поддержку, во втором – маме помогли вернуть опеку над недееспособным взрослым ребенком.
Кейс №1
Борис учится в 9-м классе одной общеобразовательной школы в Москве. У мальчика есть признаки СДВГ, но официального диагноза нет. Борису иногда сложно соблюдать общешкольные правила: он может, например, встать и резко выйти из класса, носиться по коридорам, но никаких серьезных проступков не совершал. Администрация школа тем не менее решила избавиться от сложного подростка. «За неоднократное совершение дисциплинарных проступков» по закону допускается отчисление ученика достигшего возраста 15 лет. Было составлено несколько докладных записок, родителей вынудили их подписать. Следующий шаг — комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая должна была отчислить мальчика.
Павел Кантор, юрист ЦЛП: «По закону в случае, если у ученика есть трудности с обучением, учителю и ученику предоставляется помощь. Учителям должны оказывать поддержку в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов. Ученику должна быть предоставлена психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь. Однако на практике зачастую учителей оставляют наедине с этими проблемами, а учеников пытаются убрать из школы.»
Семья Бориса была растеряна и обратилась за помощью в правовую группу ЦЛП. Юрист ЦЛП Павел Кантор пришел на комиссию, хотя вначале его пытались не допустить к участию. В присутствии юриста разговор прошел спокойно и конструктивно: Бориса направили в Центр психолого-педагогической и социальной помощи, он посетил несколько раз психолога и продолжил учиться в школе.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическое нарушение. Симптомы СДВГ можно разделить на два типа поведенческих проблем: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
У большинства людей с СДВГ есть проблемы, которые попадают в обе эти категории, но это не всегда так. Симптомы СДВГ у детей обычно заметны в возрасте до шести лет, существуют в течение длительного времени (более шести месяцев) и встречаются в более чем одной ситуации, например и дома, и в школе.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, преимущественно с нарушением внимания
Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и симптомы нарушения внимания являются ведущим клиническим проявлением. Под нарушением внимания подразумеваются такие проявления, как значительные трудности концентрации внимания на задачах, не представляющих явного интереса или не сулящих поощрения, повышенная отвлекаемость и проблемы самоорганизации. Могут отмечаться некоторые особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности, но они не являются клинически значимыми по сравнению с симптомами нарушения внимания.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, преимущественно с особенностями поведения Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности являются ведущим клиническим проявлением. Гиперактивность означает избыточную двигательную активность и невозможность сохранять неподвижность, оставаясь на одном месте, что наиболее очевидно в определенных ситуациях, требующих поведенческого самоконтроля. Импульсивность определяется как тенденция спонтанно действовать в ответ на непосредственные стимулы, без обдумывания или учитывания рисков и последствий. Могут отмечаться некоторые симптомы нарушения внимания, но они не являются клинически значимыми в сравнении с особенностями поведения по типу гиперактивности-импульсивности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью со смешанными проявлениями
Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Клинически значимы как симптомы нарушения внимания, так и особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности, при этом ни одни из них не преобладают в клинической картине расстройства. Под нарушением внимания подразумеваются такие проявления, как значительные трудности концентрации внимания на задачах, не представляющих явного интереса или не сулящих поощрения, повышенная отвлекаемость и проблемы самоорганизации. Гиперактивность означает избыточную двигательную активность и невозможность сохранять неподвижность, оставаясь на одном месте, что наиболее очевидно в определенных ситуациях, требующих поведенческого самоконтроля. Импульсивность определяется как тенденция спонтанно действовать в ответ на непосредственные стимулы, без обдумывания или учитывания рисков и последствий.
«Сейчас сын готовится к ОГЭ, учится в школе программирования. Я хотела, чтобы он продолжил заниматься своим любимым делом – технологиями и поступил бы в колледж.»
Мама Бориса
Кейс №2
Марии исполнится 44 года в августе, у нее органическое расстройство личности и поведения, в связи с которым есть нарушение интеллекта, снижение памяти, эмоционально-волевые расстройства, сложности в оценке реальной жизненной ситуации, поведении. 5 лет назад она была признана недееспособной. Ее маме Анне Александровне 88 лет.
Многие годы Анна Александровна прекрасно заботилась о дочери, но 5 лет назад у Марии начались проблемы с алкоголем, и в какой-то момент мать приняла решение, что не справляется с ситуацией. Она была вынуждена поместить свою дочь в ПНИ, в связи с чем была освобождена от обязанностей опекуна. Мария прожила год в ПНИ, ее состояние нормализовалось, и она стала получать долгосрочные отпуски домой к маме. Фактически Мария постоянно пребывала в «домашнем отпуске» и проживала с матерью, причем за это время каких-либо инцидентов или проблемных ситуаций не возникало. Мать и дочь хотели бы жить вместе. Анна Александровна обратилась в органы опеки за восстановлением опекунства над дочерью, однако ей отказали из-за возраста. После этого Анна Александровна обратилась в правовую группу ЦЛП с запросом: «Как забрать дочь из ПНИ?».
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическое нарушение. Симптомы СДВГ можно разделить на два типа поведенческих проблем: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
У большинства людей с СДВГ есть проблемы, которые попадают в обе эти категории, но это не всегда так. Симптомы СДВГ у детей обычно заметны в возрасте до шести лет, существуют в течение длительного времени (более шести месяцев) и встречаются в более чем одной ситуации, например и дома, и в школе.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, преимущественно с нарушением внимания
Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и симптомы нарушения внимания являются ведущим клиническим проявлением. Под нарушением внимания подразумеваются такие проявления, как значительные трудности концентрации внимания на задачах, не представляющих явного интереса или не сулящих поощрения, повышенная отвлекаемость и проблемы самоорганизации. Могут отмечаться некоторые особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности, но они не являются клинически значимыми по сравнению с симптомами нарушения внимания.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, преимущественно с особенностями поведения Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности являются ведущим клиническим проявлением. Гиперактивность означает избыточную двигательную активность и невозможность сохранять неподвижность, оставаясь на одном месте, что наиболее очевидно в определенных ситуациях, требующих поведенческого самоконтроля. Импульсивность определяется как тенденция спонтанно действовать в ответ на непосредственные стимулы, без обдумывания или учитывания рисков и последствий. Могут отмечаться некоторые симптомы нарушения внимания, но они не являются клинически значимыми в сравнении с особенностями поведения по типу гиперактивности-импульсивности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью со смешанными проявлениями
Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Клинически значимы как симптомы нарушения внимания, так и особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности, при этом ни одни из них не преобладают в клинической картине расстройства. Под нарушением внимания подразумеваются такие проявления, как значительные трудности концентрации внимания на задачах, не представляющих явного интереса или не сулящих поощрения, повышенная отвлекаемость и проблемы самоорганизации. Гиперактивность означает избыточную двигательную активность и невозможность сохранять неподвижность, оставаясь на одном месте, что наиболее очевидно в определенных ситуациях, требующих поведенческого самоконтроля. Импульсивность определяется как тенденция спонтанно действовать в ответ на непосредственные стимулы, без обдумывания или учитывания рисков и последствий.
«Опекун имеет право на помощь от государства в исполнении своих обязанностей. В интересах подопечной назначить ее маму опекуном, а государству помогать ей – в том числе, осуществлять помощь на дому маме и дочери.»
Елена Заблоцкис, юрист ЦЛП
Юрист обратился с этим предложение в органы соцзащиты, в результате маму назначали вторым опекуном, приостановили обслуживание Марии в интернате, при этом сохранили за ней место в интернате – если в какой-то момент мама как опекун временно не сможет заботиться о дочери опекунские обязанности перейдут к интернату, а когда мама сможет снова заботиться о дочери – к ней.
Сейчас Мария Александровна занимается восстановлением дееспособности дочери до ограниченной дееспособности.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическое нарушение. Симптомы СДВГ можно разделить на два типа поведенческих проблем: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
У большинства людей с СДВГ есть проблемы, которые попадают в обе эти категории, но это не всегда так. Симптомы СДВГ у детей обычно заметны в возрасте до шести лет, существуют в течение длительного времени (более шести месяцев) и встречаются в более чем одной ситуации, например и дома, и в школе.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, преимущественно с нарушением внимания
Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и симптомы нарушения внимания являются ведущим клиническим проявлением. Под нарушением внимания подразумеваются такие проявления, как значительные трудности концентрации внимания на задачах, не представляющих явного интереса или не сулящих поощрения, повышенная отвлекаемость и проблемы самоорганизации. Могут отмечаться некоторые особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности, но они не являются клинически значимыми по сравнению с симптомами нарушения внимания.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, преимущественно с особенностями поведения Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности являются ведущим клиническим проявлением. Гиперактивность означает избыточную двигательную активность и невозможность сохранять неподвижность, оставаясь на одном месте, что наиболее очевидно в определенных ситуациях, требующих поведенческого самоконтроля. Импульсивность определяется как тенденция спонтанно действовать в ответ на непосредственные стимулы, без обдумывания или учитывания рисков и последствий. Могут отмечаться некоторые симптомы нарушения внимания, но они не являются клинически значимыми в сравнении с особенностями поведения по типу гиперактивности-импульсивности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью со смешанными проявлениями
Выполняются все требования к определению Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Клинически значимы как симптомы нарушения внимания, так и особенности поведения по типу гиперактивности-импульсивности, при этом ни одни из них не преобладают в клинической картине расстройства. Под нарушением внимания подразумеваются такие проявления, как значительные трудности концентрации внимания на задачах, не представляющих явного интереса или не сулящих поощрения, повышенная отвлекаемость и проблемы самоорганизации. Гиперактивность означает избыточную двигательную активность и невозможность сохранять неподвижность, оставаясь на одном месте, что наиболее очевидно в определенных ситуациях, требующих поведенческого самоконтроля. Импульсивность определяется как тенденция спонтанно действовать в ответ на непосредственные стимулы, без обдумывания или учитывания рисков и последствий.