Фонд расширяет проект Ранней помощи
24 February 2021
Фонд «Обнаженные сердца» продолжает расширять проект Ранней помощи для семей с маленькими детьми, имеющими нарушения развития. В прошлом году специалисты из 9 НКО и учреждений дошкольного образования из Великого Новгорода, Костромы и Челябинска начали обучение у специалистов и экспертов Фонда.
Специалисты - новые участники проекта Ранней помощи учатся понимать потребности детей с РАС и их родителей, проводить оценку навыков, использовать практики с доказанной эффективностью и помогать детям осваивать навыки коммуникации, игры и преодолевать поведенческие трудности. Всего в проекте участвуют 73 ребенка и 33 специалиста.
В проект вошли АНО «Аутизм Победим» (Великий Новгород), благотворительный фонд «Открыть мир» (Кострома) и общественная организация «Звездный дождь» (Челябинск). В 2020 году Фонд начал обучение специалистов из данных организаций, а также 6 детских садов тех же регионов.
В связи с эпидемиологической ситуацией план мероприятий был изменен: в марте в Центре поддержке семьи в Нижнем Новгороде был проведен вводный семинар, дальнейшие занятия проводились только в онлайн-режиме. Специалисты получили знания об эффективных стратегиях обучения, поведенческих подходах, методах по развитию социальных и игровых навыков, коммуникации. Перед специалистами НКО и детских садов были поставлены задачи подготовиться к работе в учебном году 2020/2021 – оценить коммуникации малышей с помощью VB-MAPP и матрицы коммуникации. На основе этой оценки специалисты поставили краткосрочные и долгосрочные цели, например, здороваться с воспитателем, отпрашиваться домой, сидеть в общем кругу.
Представители НКО регулярно встречаются с командами детских садов (логопедами, дефектологами, психологами, воспитателями) для обсуждения работы с малышами, вводят инструменты, которые помогают достичь целей (визуальное расписание, карточки сейчас/потом, жетонную систему и др.). В 2021 году запланированы оффлайн стажировки специалистов из регионов в Центре поддержки семьи, которые позволят им на практике обучиться и применять программы помощи с доказанной эффективностью.
Дария Тяпина, специальный психолог Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца»: «Все осложнилось тем, что весь процесс обучения ушел в онлайн. Это стало для нас настоящим вызовом. Сложность заключалась в том, что специалисты НКО хорошо знали теорию, но мы не могли вживую, на практике показать им, как нужно работать с детьми. Например, было довольно сложно научить, как разбить большую цель на более мелкие задачи, то есть те, которые можно достигнуть в течение дня или недели, а не через месяц».
Станислава Русинова, учредитель АНО «Аутизм Победим»: «Мы очень рады, что с самого запуска проекта эта работа имеет эффект. Полученные нами знания мы передаем воспитателям, психологам, логопедам, работающим в детских садах. И наша совместная работа положительно влияет на развитие малышей-участников проекта: они учатся взаимодействовать с другими детьми, с воспитателем, демонстрируют меньше нежелательного поведения. Родители счастливы успехам своих детей, ведь до этого они оставались, по сути, оказывались без помощи – их выживали из детских садов, кого-то вообще не брали никуда».
Инна Монова, программный директор: «На данный момент проект Ранней помощи дошкольникам с РАС работает в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, и начинает работать в Великом Новгороде, Костроме и Челябинске. Благодаря расширению Ранней помощи организации в этих регионах смогут помочь малышам с аутизмом подготовиться к посещению детского сада и школы, дать им возможность жить такой же жизнью, как и их типично развивающиеся сверстники, – заводить друзей и учиться новому».
Подробнее о том, как мы работаем, можно прочитать здесь.
(Матрица общения, Communication Matrix)
Метод оценки коммуникации у детей и взрослых. Матрица коммуникации была создана в США группой исследователей и практиков в области детского развития и развития речи и коммуникации под руководством Charity Rowland. Матрица коммуникации переведена на множество языков (включая русский) и используется на сегодняшний день в разных странах.
Программа для тестирования навыков ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), разработанная в 2008 году Марком Сандбергом. Активно применяется в практике прикладного анализа поведения для оценки и развития навыков у дошкольников с РАС. Программа переведена на иностранные языки (включая русский) и используется в разных странах мира.