Фонд «Обнажённые сердца» совместно с ВЦИОМом провели исследование о благотворительности в России
5 September 2022
Всероссийский центр исследования общественного мнения ВЦИОМ, и Фонд «Обнажённые сердца» провели исследование, посвященное тому, как, сколько и почему россияне помогают.
В большинстве своем россияне предпочитают помогать тем, кого они знают лично. Более половины наших сограждан сообщили, что за последний год-полтора они на безвозмездной основе передавали вещи, товары своим родственникам, друзьям, знакомым (53%).
Треть наших сограждан оказывали финансовую помощь незнакомым людям (33%). Главным получателем их пожертвований были дети (66% среди тех, кто жертвовал деньги): 57% декларируют, что за последний год перечисляли деньги детям с тяжелыми заболеваниями, 23% – с особенностями развития, 16% – детям-сиротам. Вдвое меньше благотворителей за этот период оказывали финансовую помощь взрослым (35%); с тяжелыми заболеваниями – 12% и особенностями развития (3%), пожилым людям (18%), военным (3%). Животным помогали еще 27%, а различным организациям (религиозным, экологическим, правозащитным и пр.) – 18%.
«23% — это рост, потому что 4 года назад, когда мы проводили еще одно исследование, только 16% были готовы поддерживать детей с особенностями. Но безусловно, это не та цифра, к которой мы стремимся. Хотелось бы, чтобы больше людей больше понимали ценность помощи людям с особенностями развития, несмотря на то, что в этой помощи они нуждаются не единоразово , а регулярно, и очень многие на протяжении всей жизни»,
комментирует статистику президент Фонда Ася Залогина.
В группе тех, кто за последний год жертвовал деньги незнакомым людям, эта практика носила преимущественно единовременный характер. Каждый второй благотворитель переводил денежные средства путем разового онлайн-платежа по реквизитам или через форму на сайте (50%), средняя сумма финансовой помощи составила 853 рубля*. Треть совершали пожертвования через СМС-сообщения (33%), потратив на это в среднем 285 рублей. Самое крупное пожертвование за последний год они совершали наличными непосредственно получателю (в среднем 1 113 рублей, 32%). Еще 28% приобретали товары или услуги, часть выручки от которых идет на благотворительность, средняя сумма пожертвования таким способом составила 652 рубля. Четверть благотворителей оказывали финансовую помощь через ящик пожертвований (25%, 311 рублей).
Желание почувствовать возможность влиять на ситуацию – основной мотив совершения пожертвований (57% в группе тех, кто жертвовал деньги незнакомым людям). Ответили, что хотят помочь конкретному человеку/ организации 38%, каждый пятый хочет чувствовать, что может что-то изменить (21%), 13% – решить общественную проблему. Второй по популярности мотив – воплощение нормативных установок с ориентацией на окружение (55%). Считают, что тем, кто делает хорошие дела, добро возвращается 37%; 18% – что, добившись успеха, человек должен делиться с другими, 9% – что в современном обществе жертвовать деньги похвально; 7% – что так принято среди людей, которые пользуются их уважением. Для каждого пятого совершение благотворительных пожертвований – это способ наполнить свою жизнь смыслом («хочу быть причастным к чему-то важному» – 17%, «это наполняет мою жизнь смыслом» – 7%). Еще 17% ответили, что им сложно думать о людях, которые испытывают страдания (17%).
Все исследование полностью вы можете найти на сайте ВЦИОМ.