Программа ASSERT для дошкольников с аутизмом
12 August 2021
Расстройство аутистического спектра (РАС) – самое распространенное и часто встречающееся нарушение развития. Исследования показывают, – чтобы эффективно помочь людям с аутизмом, нужно начинать интенсивные поведенческие программы очень рано, еще в дошкольном возрасте.
В программах Фонда «Обнажённые сердца» для помощи маленьким детям с аутизмом используется целый комплекс различных вмешательств, взаимно дополняющих друг друга, ключевым компонентом этого комплекса, является программа ASSERT.
Сокращение ASSERT означает – «Служба Поддержки для людей с Аутизмом: Обучение, Исследования и Подготовка Специалистов» (Autism Support Service: Education, Research, and Training).
Программа ASSERT начала работать в Центре для Людей с Нарушениями развития при Университете Штата Юта (Center for Persons with Disabilities at Utah State University) в 2003 году. Она создана группой профессионалов во главе с профессором, доктором наук, сертифицированным поведенческим аналитиком Томасом Хигби.
Основной задачей программы является совершенствование возможностей системы образования штата Юта в предоставлении эффективного, основанного на данных современных исследований, обучения для детей с аутизмом.
Программа успешно работает в США, Бразилии и России.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день программы, основанные на идеях прикладного анализа поведения (АВА / ПАП), являются единственными, эффективность которых доказана в широкомасштабных научных исследованиях. В России пока очень не хватает специалистов по прикладному анализу поведения, не хватает знаний об эффективных технологиях помощи детям с РАС и их семьям. В большинстве городов РФ современные программы помощи пока мало доступны для родителей (либо отсутствуют, либо являются очень дорогими для семьи).
Основным барьером в продвижении современных программ обучения детей с РАС в службах, оказывающих бесплатную помощь и муниципальных образовательных учреждениях, являются ограниченность ресурсов и большое количество существующих малоэффективных услуг.
Для подготовки специалистов, которые должны были начать работать в интенсивных службах поведенческого вмешательства, необходимо было найти программу, сочетающую в себе основные базовые компоненты прикладного анализа поведения и являющуюся при этом функционирующей современной базой для обучения поведенческих аналитиков. Фонд Обнаженные сердца выбрал для пилотирования, адаптации и внедрения программу ASSERT, так как она отвечала всем этим требованиям.
Программа ASSERT включает в себя несколько компонентов:
- Программа раннего поведенческого вмешательства для детей дошкольного возраста с РАС
- База для обучения, повышения квалификации и клинической практики специалистов в области прикладного анализа поведения (ПАП),
- Научный центр, проводящий исследования, посвященные эффективности различных методов обучения детей с аутизмом
- Создание моделей эффективного обучения детей с РАС в детских садах и школах штата Юта, сопровождение инклюзивного и специального образования.
Технологии, используемые в программе ASSERT
Программа направлена на развитие навыков, которые детям с аутизмом часто нелегко осваивать – это коммуникация, социальные навыки, навыки самостоятельности и самообслуживания, а также важные академические навыки, которые дают возможность следовать образовательным программам в дальнейшем.
Интенсивность работы с ребенком составляет 20 часов в неделю.
Программа имеет детально разработанный куррикулум (пошаговую программу обучения), где навыки поделены на 8 основных областей.
Куррикулум ASSERT организован вокруг следующих областей:
- Навыки готовности к обучению
- Навыки самообслуживания
- Базовые вербальные навыки
- Продвинутые вербальные навыки
- Академические навыки
- Навыки готовности к обучению в группе
- Игровые навыки
- Социальные навыки
Решения по составлению индивидуальной учебной программы основаны на данных проведенной оценки. Для проведения оценки навыков используется VB-MAPP, а также разработанные в программе ASSERT методы оценки. Используются различные технологии оценки подкреплений, поведения, коммуникации и социальных навыков.
Особое внимание уделяется тщательному сбору данных о прогрессе каждого ученика. В программе используются специально разработанные бланки сбора данных.
В программе используются различные подходы, которые доказали свою эффективность.
- Для обучения пред академическим (имитация, следование инструкциям, визуальное соотнесение и т.д.) и академическим навыкам используются дискретные пробы.
Дискретные пробы или метод отдельных блоков, это метод, который предоставляет большое количество попыток обучения для тренировки новых навыков; эти навыки практикуются как в структурированной, так и в неструктурированной окружающей среде, сложные навыки разбиваются на составные части, а простые навыки встраиваются в более сложные. Использование дискретных проб дает многочисленные возможности для практики и получения положительного подкрепления. Дети, обучающиеся в программе ASSERT, в день получают от 400 до 1000 различных инструкций, что дает им возможность разучивать и практиковать важные навыки.
Исследования показывают, что применение данного метода является очень эффективным для формирования готовности к обучению и получению инструкций, и развития пред академических и академических навыков
Обучение методом дискретных проб/отдельных блоков (DTT) – один из самых часто используемых в ПАП методов обучения детей с РАС. Первоначальное обучение происходит в условиях обедненной среды (в кабинке), а затем, по мере совершенствования навыка, он начинает использоваться в различных ситуациях с различными людьми.
- Важными стратегиями в программе также являются подсказки и процедуры постепенного снижения их использования, и использование подкрепления – за правильными ответами/проявлениями желаемого поведения следует подкрепление, что увеличивает шанс повторения данного поведения в будущем. Оценка проводится для каждого ребенка регулярно.
- Для обучения навыкам коммуникации проводится оценка и при необходимости – подбор и использование методов альтернативной и дополнительной коммуникации.
Используются манд-тренинг (обучение просьбе), например, тренинг с использованием программы PECS, тренинг функциональной коммуникации (TFC), а также использование специальных программ/коммуникативных приложений для планшетов или смартфонов.
- Отклоняющееся/нежелательное поведение рассматривается с помощью техник функциональной оценки поведения и основанных на них вмешательствах (используются процедуры оценки поведения, гашения нежелательного поведения, в то время как ребенка учат замещающему поведению, которое подкрепляется)
- Для обучения навыкам игры и социального взаимодействия в программе ASSERT широко используются натуралистические подходы (PRT, Milieu и т.д.), социальные истории, социальные сценарии (скрипты) и процедуры постепенного отхода от сценариев, группы развития социальных навыков и т.д.
Натуралистические техники дают возможность обучаться в естественном окружении и в естественных условиях. В результате дети смогут с большей вероятностью демонстрировать новые навыки в повседневной жизни. По мере того, как ученик развивает необходимые навыки, происходит постепенный переход от строгого, интенсивного обучения 1:1 к ситуациям и стилям инструкций, приближенным к обычному учебному окружению, например, инструкции в малой и большой группе, социальное и отсроченное подкрепление.
- Для обучения навыкам самостоятельности используются расписания активностей (их также называют протоколами самозанятости), различные виды визуальной поддержки и т.д.
Расписания активностей (activity schedules) – метод, доказавший свою эффективность в развитии навыков самостоятельности. Умение планировать и следовать расписанию – важный навык для любого человека в любом возрасте. Расписания активностей используются как для развития умения выполнять простые академические задачи, играть с различными игрушками, пользоваться оборудованием на детской площадке. Расписания активностей также используются для развития навыков игры со сверстниками.
- Для развития навыков самообслуживания используются протоколы туалетного тренинга и различные виды визуальной поддержки
Туалетный тренинг – проводится во время занятий ребенка в программе ASSERT в центре, кейс менеджеры программы также работают с этой проблематикой в сотрудничестве с родителями дома.
- Работа с родителями
В программе регулярно проводятся индивидуальные консультации для родителей кейс-менеджера, цель которых – обеспечить родителям подходящую подготовку и поддержку, чтобы они могли поощрять своего ребенка использовать навыки, которые он/она осваивают в центре, а также эффективно справляться с проблемным поведением ребенка дома и в общественных местах. Кейс-менеджер работает с родителями над тем, чтобы расставить приоритеты по работе над навыками и проблемным поведением, а также поможет поставить конкретные цели.
- Программа ASSERT также содержит детально разработанные процедуры обучения и оценки эффективности работы специалистов (инструкторов, занимающихся с детьми)
Оценка и самооценка работы инструктора проводится регулярно (1 раз в 2-4 недели) с целью сохранения точности внедрения используемых процедур вмешательства.
Российские кейс-менеджеры программы получают регулярные супервизии со стороны сертифицированных поведенческих аналитиков программы ASSERT из университета Юты (США), включая обучение и супервизии профессора Томаса Хигби. Это гарантирует то, что программа в России на сегодняшний день полностью соответствует стандартам оригинальной программы ASSERT.
Благодаря программе ASSERT Игнат стал более уверенным в себе человеком, заинтересованным во взаимодействии с миром, «включенным» в жизнь. Он понял, что может быть понятым, что общение может быть приятным. Тревожность снизилась, появились любопытство, живое озорство. Ему нравится быть успешным и самостоятельным
Кристина, мама Игната
Организации, в которых реализуется программа ASSERT в России:
- Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца», Нижний Новгород
- Центр раннего вмешательства («Ресурсный центр для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад № 130»), Нижний Новгород
- Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца», Москва
- ГБДОУ 53 Фрунзенского района, Санкт-Петербург
Элементы программы также используются в:
- Отделения ГППЦ в Крылатском, Ясенево, Жулебино и Северном Измайлово, Москва
- ГБДОУ 103 Невского района, Санкт-Петербург
- ГБОУ Школа 46, центр «РиМ», Санкт-Петербург