"Ранняя пташка" в трех частях
5 November 2020
Эксперты Фонда «Обнаженные сердца» завершили серию обучающих семинаров для специалистов по программе «Ранняя Пташка» для русскоязычных ведущих. В связи с эпидемией коронавируса, заключительный семинар впервые был проведен онлайн.
«Ранняя пташка» (EarlyBird), программа помощи родителям, имеющим детей-дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые недавно узнали о диагнозе ребенка. Она разработана Национальным обществом аутизма Великобритании (National Autistic Society). Фонд «Обнажённые сердца» адаптировал и активно развивает программу на русском языке. Организации, специалистов которых мы обучили, представлены более чем в 30 регионах России, а также в странах ближнего зарубежья.
Основная задача программы «Ранняя пташка» – помочь детям с аутизмом, обучая их родителей. Программа состоит из 8 групповых сессий и индивидуальных консультаций (домашних визитов). Обычно в программе участвуют 4-6 семей. Участие в программе помогает родителями лучше понять аутизм и его проявления у их собственного ребенка, знакомит с эффективными стратегиями, которые можно использовать дома, а также дает возможность получить эмоциональную поддержку и увидеть, как других семьи справляются в похожих ситуациях.
Обучение будущих ведущих родительских групп программы «Ранняя Пташка» состояло из трех частей. Первой частью стал вводный семинар «Современные программы помощи дошкольникам с РАС и их семьям». Участники имели возможность узнать о современных критериях постановки диагноза РАС; о том, как менялось представление об этом нарушении и его причинах, а также об эффективных программах помощи детям с РАС и их семьям.
После окончания семинара участники получили домашнее задание и представили его экспертам Фонда на супервизии. Специалисты должны были продемонстрировать навыки использования визуальной поддержки, дополнительной коммуникации (программа PECS), а также показать, как проводится оценка поведения и разрабатывается план поведенческого вмешательства.
Третьим этапом стал обучающий семинар, непосредственно посвященный ведению родительских групп программы «Ранняя Пташка».
Идея проводить обучение по программе «Ранняя пташка» в несколько этапов связана с тем, что специалистам, работающим с родителями, нередко не хватает собственного опыта использования современных эффективных подходов в работе с детьми. Для того, чтобы успешно обучать родителей использованию визуальной поддержки, дополнительной коммуникации, пониманию причин поведения и тому, как можно справляться с нежелательным поведением, необходимо уверенно использовать данные стратегии в собственной работе. Работа над домашним заданием, представление его на супервизии и консультации экспертов Фонда помогли специалистом стать более уверенными в использовании эффективных стратегий в работе с детьми. Особое внимание при обсуждении домашних заданий уделялось важности соблюдения протоколов, сбору и интерпретации регулярно собираемых данных.
С марта 2020 года в связи с эпидемиологической ситуацией встречи групп и домашние визиты ведутся онлайн. Так происходит в Великобритании, в России и в других странах, где работает программа. Поэтому в рамках семинара рассматривались вопросы, как работать с родителями в дистанционном режиме, как адаптировать обучающие стратегии и каким образом использовать возможности современных онлайн-сервисов для помощи родителям, воспитывающим детей с РАС.
Анастасия Тамбовцева, Городской центр образования и здоровья «Магистр», Новосибирск:
Я работаю с детьми с аутизмом уже 4 года в службе ранней помощи (дети от 1,5 до 4 лет). Когда начала искать информацию, которая могла бы мне помочь работать с особыми детьми, поняла, что ее вокруг много, но далеко не все методы работают. На обучении в Москве я узнала, что есть программа «Ранняя пташка» и решила попасть туда, во что бы то ни стало. Для этого прошла обучение Денверской модели раннего вмешательства и практическую подготовку в области обучения детей с РАС на основе методик с доказанной эффективностью на базе школы «Горностай» г. Новосибирска. Применив эти стратегии на практике, убедилась, что они работают. И вот после этой подготовительной работы, моя заявка на «Раннюю пташка» была отобрана. Я очень рада, что получила эти новые знания и хочу как можно скорее начать вести группы для родителей. Мы планируем начать в январе: очень хочется очно, но, если ситуация не изменится, мы готовы к дистанционной работе – Татьяна и Святослав обучили нас и этому. Особенно важной для меня стала метафора Айсберга для понимания причин поведения детей с аутизмом (поведение – это лишь то, что находится на поверхности, однако за ним может стоять множеством причин).
Евгения Новикова, Городской центр образования и здоровья «Магистр», Новосибирск
Я работала в коррекционной школе, потом в лекотеке, где получила опыт работы с малышами с особенностями развития, а 4 года назад пришла работать в центр «Магистр». Анастасия Тамбовцева вдохновила нас своим искренним интересом к современным программам помощи детям с РАС, поэтому, когда был объявлен очередной конкурс на участие в «Ранней пташке», я поддержала её и мы вместе оказались в программе. Очень важным для нашей профессиональной деятельности оказалось домашнее задание, где мы должны были работать с ребенком с системой PECS. Мама мальчика стала нашим союзником и до сих пор применяет этот метод, хотя уже и не посещает наш центр. Сейчас в Новосибирске мы — единственная организация, где работают с детьми по программе «Ранняя Пташка».
Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.
Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.
Программа помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Особенностью программы является то, что она проводится родителями, которым оказывают методическую поддержку обученные в данной модели специалисты. Авторы программы – Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара (США). Программа используется в разных странах мира. Книга «Денверская модель раннего вмешательства» переведена на русский язык.