Чудеса случаются: история ребенка, заговорившего в 10 лет

Журнал «Домашний очаг» рассказал историю девочки с аутизмом, которая заговорила после посещения инклюзивного лагеря проекта «Лето» Фонда «Обнажённые сердца».

Новогодние праздники закончились, но верить в чудеса хочется весь год. Вот одна чудесная история, которая произошла с девочкой Надей из Тулы 3 года назад.

У Нади огромные черные глаза, пушистые ресницы и длинные густые темные волосы, которые мама каждый день с любовью заплетает в косички, а еще у Нади аутизм. Эта особенность развития включает несколько симптомов, в том числе трудности в коммуникации. В год Надя знала около 10 слов, а в два – замолчала. Совсем. Даже слово «мама», казалось, забыла.

Чтобы компенсировать дефициты, связанные с аутизмом, Надя начала заниматься в общественной организации «Маленькая страна – Мы есть», но главное изменение в ее жизни случилось, когда девочка впервые в жизни поехала в летний лагерь проекта «Лето», организованный «Маленькой страной» в 2017 году.

Проект «Лето» создан экспертами Фонда «Обнаженные сердца» и Центра по работе с нарушениями в развитии университета Нью-Мексико (США). В чем смысл и задачи этой программы? Лето — это время, когда можно проводить время с друзьями, отдыхать, пробовать что-то новое. А еще для многих детей лето – это лагерь – походы, дискотеки, костер, новые друзья и масса новых впечатлений. Но многие родители детей с особенностями даже представить себе не могут, что их ребенок сможет без них поехать в летний лагерь, а специалисты, работающие в летних лагерях, не могут представлять себе, как сделать так, чтобы пребывание ребенка с аутизмом, который возможно не пользуется речью, было безопасным и радостным. Для того, чтобы это случилось, в проекте «Лето» используются практики с доказанной эффективностью, включающие стратегии по зрительной поддержке, организации окружения ребенка, коммуникации и обучения сверстников без особенностей общению с ребенком с аутизмом.

Но давайте вернемся к Наде. Еще до того, как началась смена и девочка приехала в летний лагерь, специалисты собрали у ее родных подробную информацию, о том, что она любит, как общается, как ест и спит и во что любит играть. На основании этого они разработали программу, прежде всего, систему поощрений и визуальное расписание. Попав в лагерь, Надя всюду носила это расписание с собой, показывала на нужную в данный момент картинку, это расписание явно помогло ей чувствовать себя более уверенной и спокойной. В тот момент Надя еще совсем не пользовалась речью, но при этом понимала достаточно большое количество слов. Не было у нее и специальных приспособлений для коммуникации. Было решено попробовать сделать для Нади самую простую коммуникативную доску, чтобы она не только могла лучше понимать, что говорят ей другие, но и сама обращалась к людям. Для этого, сначала выбрали несколько знакомых слов, чтобы девочка смогла попросить, отказаться, сделать выбор того, например, каким фломастером рисовать. Надя быстро освоила этот способ коммуникации, и на коммуникативной доске стали добавляться новые слова. Коммуникативная доска стала тем самым ключиком, который помог Наде общаться с людьми при помощи символов-картинок, это открыло для нее совершенно новые возможности и постепенно, когда Наде стало проще заявлять о своих желаниях, она стала говорить и свои первые слова.

Мама Нади: «Через пару месяцев после лагеря у дочки начала развиваться речь. Наде было уже 10 лет. Это было совершенно невероятно! Ведь считается, что, если устной речи нет до 5 лет – она уже не появится. Случай Нади показывает, что чудеса случаются. Она начала запоминать и повторять слова, имена своих педагогов. Затем у нее получилось складывать слова в простые фразы». «Доброе утро!», «Я тебя люблю!». Такие простые слова для нас, и такие сложные и долгожданные для человека со сложными нарушениями развития».

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

перейти в глоссарий

«Нас часто спрашивают, как бороться с выгоранием, ведь, кажется, что каждый день приходится сталкиваться с таким количеством самых разных проблем. Но на самом деле у нас самая прекрасная и оптимистичная работа. Каждый день мы видим новые достижения и победы - впервые завязанный шнурок, первую самостоятельную просьбу, впервые сделанный выбор»

Святослав Довбня, эксперт Фонда «Обнажённые сердца»

Мама Нади: «Благодаря «Маленькой стране» и Фонду «Обнаженные сердца» жизнь нашей семьи стала яркой, полной событий, осмысленной. Мы ходим вместе с друзьями в театр, на концерты, ездим на экскурсии, участвуем в благотворительных фотосессиях. И хотя трудности есть, мы счастливы, и на вопрос: «Как дела?» Надя всегда отвечает: «Хорошо!»».

Полностью статью можно найти на сайте журнала «Домашний очаг».

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

перейти в глоссарий
поделиться:
связанные теги:сми о нас

подпишитесь на нашу рассылку

Следите за нами в соцсетях

КОНТАКТЫ

603005, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 10

info@nakedheart.ru
© 2021 Фонд «Обнажённые сердца»

Сделано в Charmer

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari