Истории мам особенных детей: «Моя дочь с аутизмом научилась играть в настольные игры»
30 June 2020
Материал Letidor посвящен маленькой девочке с аутизмом. Даше Новиковой 4 года, она живет в Нижнем Новгороде. Уже в 3 года она начала получать программу помощи в Центре поддержки семьи «Обнаженные сердца». Сотрудники Центра и мама Даши рассказали «Летидору» о ее жизни и влиянии программы раннего вмешательства.
Даше Новиковой – 4 года, она живет в Нижнем Новгороде, у нее аутизм. Уже в 3 года она начала получать программу помощи в Центре поддержке семьи «Обнаженные сердца».
Сотрудники Центра и мама Даши рассказали «Летидору» о ее жизни и влиянии программы раннего вмешательства.
В 2 года семья Даши поехала на море, и тут впервые ее родители поняли, что в поведении дочки есть странности: она играла только в одну игру – камушки, поведение было проблемным. После этого мама повела Дашу к невропатологу, потом к психиатру. В 2 года и 3 месяца девочке поставили диагноз «аутизм». Психиатр порекомендовал маме обратиться в Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца».
На сегодняшний день не существует медикаментозного способа «излечения» аутизма. Но это не значит, что ребенку нельзя помочь. Есть современные методы с доказанной эффективностью, которые позволяют развивать коммуникацию и речь, осваивать социальные и академические навыки, учиться играть и общаться со сверстниками. И чем раньше начать эти программы, тем более эффективны они будут. Исследования показывают, что интенсивные, основанные на поведенческих подходах программы раннего вмешательства приносят хорошие результаты. Ребенок не только лучше осваивает навыки, у него не возникают так называемые вторичные сложности, например проблемное поведение, связанное с недостатком развития коммуникации (не умеет должным образом привлекать внимание, просить или отказываться – начинает драться, кричать, толкаться и т.д.).
Специальный психолог Центра поддержки семьи «Обнажённые сердца», Дария Жукова: «Даша пришла к нам в сентябре 2019 года. У нее были серьезные сложности с коммуникацией: она не умела просить, отказываться, только плакала и много кричала. Каждое занятие мы очень долго не могли ее успокоить.
Прогресс у Даши шел медленно. Параллельно ее мама, Ксения прошла специальную программу для родителей «Ранняя Пташка», основная задача которой – помочь детям с расстройствами аутистического спектра, обучая их родителей. Все современные программы помощи основаны на том, что родители участвуют в выработке целей для своих детей. Особенностью программ обучения детей с РАС является то, что семья и специалисты вместе работают над развитием важных для ребенка и его семьи навыков.
Ксения: «Самое главное, что я поняла после занятий на «Ранней пташке»: у любого поведения ребенка есть причина. Даша невербальная, поэтому мне надо быть более чуткой, чтобы понять причины ее слез, крика. Но если правильно поменять обстановку и собственные реакции, то наше общение становится намного лучше».
Дария Жукова: «Успехи у Даши начались после нового года: она научилась выполнять инструкции педагога, стала имитировать движения других людей. У нее появилось очень много игровых навыков. Например, она научилась играть с куклой, кормить ее из ложки, укладывать спать, играть в мячик с окружающими, катать машинки, клеить аппликации, строить лего. Даша научилась использовать систему коммуникаций путем обмена изображений PECS– это позволяет ей просить, отказываться, соглашаться».
Серьезным испытанием для Даши и ее мамы стал карантин: «Когда мы узнали, что нас переводят на дистанционные занятия, был шок. До конца учебного года оставалось 3 месяца».
Обычно в Центре работают в основном с ребенком, с родителями специалисты общаются намного меньше. Во время дистанционной работы основной фокус сместился именно на родителей - специалисты показывали им, как нужно заниматься с детьми, а родителям приходилось уже самим справляться.
Дария Жукова: «Надо отметить, что все наши успехи в онлайн-работе связаны с успехами занятий до карантина, когда мы проводили с детьми по 4 часа в день. Без этого сейчас ничего не получилось бы. Мы показали, как работать методом проб. Это, когда ребенку дают инструкции. У мамы это очень здорово получалось, также, как и подкреплять ее хорошее поведение, отвлекать при необходимости. На дистанционном обучении у Даши появились первые звуки – теперь она может сказать папа. Это была огромная радость для мамы, прямо до слез».
Ксения, мама Даши: «Я совсем не педагог, но тут у меня словно открылось второе дыхание, и я поняла, что справлюсь. А главное я вижу успехи Даши: еще несколько месяцев назад она совсем не играла со страшим братом, а сейчас они вместе и бегают, и танцуют, и в настольные игры играют».
Совместные усилия мамы Даши и специалистов Центра позволили девочке жить, так живут все ее ровесники - учиться, дружить, быть услышанными, ходить в кафе, гулять на детской площадке. И, конечно, в планах у Даши – детский сад.
Полностью читайте статью на сайте Letidor