Фонд «Обнажённые сердца» совместно с ВЦИОМом провели исследование об отношении россиян к инклюзивному образованию
30 August 2021
Всероссийский центр исследования общественного мнения ВЦИОМ, Фонд «Обнажённые сердца» и Ассоциации «Аутизм-Регионы» провели исследование об информированности и отношении россиян к инклюзивному образованию.
59% россиян впервые услышали термин от интервьюера ВЦИОМ, а еще 16% затруднились ответить. Каждый пятый слышал про инклюзивное образование (24%), но только каждый десятый (11%) смог дать верный ответ: то есть, что инклюзивное образование - это форма обучения, при которой для всех детей, независимо от имеющихся у них особенностей, предоставляется возможность учиться совместно, при этом для детей с особенностями развития создаются специальные условия – оборудование, адаптированные материалы, их сопровождают специально подготовленные педагоги.
Две трети россиян (66%) положительно относятся к совместному обучению детей с особенностями развития с детьми без особенностей. Об отрицательном отношении заявили 16% респондентов и 13% относятся нейтрально. Больше позитивных оценок среди молодежи от 18 до 24 лет (81%), меньше – среди людей старшего возраста – от 60 лет (57%).
Преимуществами совместного обучения, по мнению россиян, являются социализация/толерантность и позитивная среда в коллективе (62%), равенство возможностей в получении образования (14%), хорошее развитие и обучаемость детей (11%).
Основными недостатками инклюзивного образования опрошенные считают проблемы у детей с особенностями развития (34%) – как психологические (27%), и так и риск в отставании в обучении в силу сложности программ (7%). Еще 17% заявили о неготовности родителей, школы, учителей принять детей с особенностями развития. Ответы каждого десятого (12%) респондента касались общего уровня снижения образования.
Большинство россиян согласны с мнением, что инклюзивное образование помогает детям лучше понимать друг друга (80%). Точку зрения о том, что учитель, освоивший методики обучения ребенка с особенностями развития, быстрее найдет подход к обычным ученикам разделяют 72% опрошенных.
Не популярно среди россиян суждение о снижении уровня образования при совместном обучении (61% не поддерживают эту точку зрения vs 31% согласных).
Не столь однозначны ответы россиян относительно возрастания риска конфликтов и агрессии при совместном обучении (57% согласны с данным суждением vs 34% не согласились).
«Несмотря на то, что в России уже 8 лет есть закон об образовании, который гарантирует всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, возможность учиться в школе, сам термин «инклюзивное образование» остается малоизвестным для большинства. Это связано с тем, что во многих школах и детских садах на практике инклюзии пока нет. При этом количество детей с особыми потребностями, которым необходима возможность пойти в обычную школу, где рядом учатся типично развивающиеся сверстники — весьма значительно. Например, по оценкам Минздрава только детей с аутизмом в России свыше 300 000 человек, — отметила основатель Фонда «Обнажённые сердца» Наталья Водянова.