Меморандум «Правила жизни обычного человека»

17 August 2015

Инклюзивное общество — это общество, которое уважает всех и ценит разнообразие, принимает отличия одних от других и активно борется с дискриминацией и предубеждениями, это общество, так или иначе включающее в себя любых людей.

Доступная/безбарьерная среда позволяет людям с особыми потребностями свободно передвигаться в пространстве и получать необходимую информацию для осуществления комфортной жизнедеятельности.

Доступная среда – это не только доступность физического пространства (лифт, пандус и т.д.), но и отсутствие предубеждений и барьеров в отношении к людям.

1. Сначала человек.

Люди с особыми потребностями – прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными.

Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом.

Принцип «people first» (сначала человек) означает, что нам прежде всего нужно видеть человека, его индивидуальность, потребности, интересы, а уже потом его специфические особенности.

Некорректным и оскорбительным считается называть людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их нарушения/диагноза (слепые, глухие, отсталые, дауны, аутисты, опорники и т.д.)

Говорите о людях с особенностями корректно: ЧЕЛОВЕК / РЕБЕНОК с …. (аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и т.д.)

2. Толерантность формируется с раннего детства.

Исследования показывают, что отношение ребенка к сверстникам с особенностями развития во многом зависит от отношения окружающих его взрослых. То есть, если взрослый спокоен, приветлив, проявляет уважение к другим детям (включая детей с особенностями развития), то его дети/ученики будут вести себя также.

Помните, что своим поведением вы формируете отношение вашего ребенка к окружающим.

3. Быть рядом.

Для того, чтобы лучше понимать особенности людей – нужно жить рядом с ними. Важно, чтобы люди с особенностями развития (дети и взрослые) могли учиться, играть, отдыхать и общаться вместе с обычными людьми.

Все люди имеют право на жизнь в семье, на общение с друзьями и сверстниками, посещение общественных мест (кафе, ресторанов, общественного транспорта), учебе вместе с другими детьми в детском саду и школе.

Дети должны быть вместе в кафе, на детской площадке, в детском саду и школе. А взрослые люди – должны работать, жить и отдыхать вместе.

Не пытайтесь отгородиться от людей, которые чем-то отличаются от вас, будьте открыты к окружающим, чтобы лучше понять их.

4. Язык общения может быть разным.

В мире люди говорят на разных языках (русском, английском, французском, немецком, испанском и т.д.). Многообразие языков – важная составляющая нашей жизни и мировой культуры.

Устная речь – не единственная форма коммуникации. Мы пользуемся разными системами коммуникации – пишем письма/сообщения, общаемся при помощи жестов, языка тела.

Люди с особенностями развития для общения могут пользоваться жестами, изображениями (картинками, пиктограммами, специальными символами), коммуникативными устройствами. Это помогает им выразить свои желания, мнения, отвечать на вопросы окружающих.

Все способы коммуникации достойны уважения. Постарайтесь понять, как общается человек и уважайте его способ общения.

5. Отсутствие адекватной информации порождает мифы, страхи и недостаток взаимопонимания.

Люди с особенностями долго были изолированы от общества. Мы не могли видеть их в школе, магазине, на детской площадке, в музее, парке, в общественном транспорте и т.д.

Поэтому многие люди не знают, как общаться с такими людьми. Некоторые люди боятся сделать что-то не так, обидеть человека (ребенка или взрослого или его близких) и поэтому предпочитают отойти в сторону. Получается, что недостаток информации порождает разобщенность.

В современном мире легко найти любую информацию. Организации, занимающиеся помощью людям с особенностями развития и защитой их прав, сами люди и их близкие с удовольствием поделятся своими знаниями.

Не стесняйтесь задавать вопросы специалистам, если вы не уверены или сомневаетесь, как правильно общаться с людьми с особенностями.

6. Относитесь к взрослым людям, как к взрослым.

«Человек с особенностями развития всю жизнь остается маленьким ребенком» – это миф.

Люди имеют право выбора, право высказать собственное мнение. Это стоит уважать и прислушиваться к мнению человека.

Некорректно относиться к детям и взрослым людям с особенностями развития как к маленьким детям. Принцип нормализации означает, что интересы и занятия человека должны соответствовать его возрасту, независимо от того, какие у него есть нарушения.

Некорректно говорить о человеке в третьем лице (например, некорректно спрашивать у родителей о том, что ему может нравиться или не нравиться). Спросите у самого человека. Разговаривая с человеком с нарушениями, обращайтесь к нему напрямую, а не к сопровождающему.

7. «Страдать» нарушениями в развитии нельзя.

Страдать можно от боли или болезни, обиды, одиночества и несправедливости. Ребенок или взрослый не «страдает» а живет.

Помните об этом, обращаясь к человеку с особенностями или члену его семьи, и используйте корректную формулировку, чтобы не обидеть.

8. Родители ребенка – в первую очередь люди. Ребенок с особенностями развития – не наказание, не крест и не пожизненный подвиг.

Люди с нарушениями в развитии и их родители не нуждаются в жалости и снисходительном отношении. Они могут нуждаться в помощи и поддержке, но это не означает, что они не могут любить, радоваться жизни и получать от нее удовольствие.

Не показывайте сожаление и снисходительность, общаясь с родителями ребёнка с особенностями.

9. Любое поведение имеет причину.

Некоторым людям труднее выразить и регулировать свои чувства. Люди с особенностями развития не являются агрессивными по своей природе.

Постарайтесь понять причину поведения и дать человеку время прийти в себя. Покажите, что вы спокойны и готовы помочь, если в этом есть необходимость. Если вы предлагаете помощь человеку с нарушениями, подождите пока ваше предложение будет принято. 

10. Обращайтесь и знакомьтесь с человеком с нарушениями так же, как вы это делаете с другими людьми.

Пожмите руку, представьтесь. Если вы общаетесь с человеком с нарушенным зрением, назовите себя первым. Если вы общаетесь с человеком с нарушенным слухом, не кричите, лучше привлеките внимание жестами и не закрывайте рот руками или едой, когда говорите. Слуховой аппарат усиливает звук, не может сделать его более четким. Если вы собираетесь познакомится или пообщаться с человеком в инвалидном кресле или другом специальном приспособлении, постарайтесь чтобы ваше лицо находилось на уровне его глаз, не очень вежливо разговаривать сверху-вниз.

11. Если вы общаетесь с человеком, у которого есть трудности с речью –

будьте терпеливы и внимательны, дайте ему закончить мысль, не прерывая и не корректируя, и не говоря за человека.

Если это необходимо, задавайте вопросы, постарайтесь формулировать их так, чтобы были возможны короткие ответы. Не притворяйтесь, что вы поняли, лучше переспросите. Не говорите слишком быстро и слишком много. Сопровождайте вашу речь жестами, при необходимости используйте картинки или написанные слова и фразы. Иногда люди воспринимают зрительную информацию лучше, чем слуховую.

Подготовлено экспертной группой Фонда «Обнаженные сердца».

Дата публикации меморандума: 17 августа 2015 года

поделиться:

читайте также

подпишитесь на нашу рассылку

Следите за нами в соцсетях

КОНТАКТЫ

123242, Москва, Новинский бульвар, д. 25-27, стр.10

info@nakedheart.ru
© 2020 Фонд «Обнажённые сердца»

Сделано в Charmer

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari