«Самый Большой Урок в Мире»

Россия вошла в число более чем 100 государств, в которых проходит «Самый Большой Урок в Мире». Урок о ценности и доступности образования проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, а также фонда помощи детям «Обнаженные сердца».

Все материалы и рекомендации к уроку размещены на сайте Минобрнауки России. Дополнительную информацию можно также получить на официальном сайте TheGlobalGoals и Самого Большого Урока в Мире.

План, опубликованный на этой странице, не является финальным и представляет собой комплекс рекомендаций для образовательных учреждений России по проведению урока об ценности и доступности образования.

Учителям предлагается ознакомиться с общим планом урока и составить свой, адаптированный в зависимости от возраста учащихся, но на основе обязательных элементов. Обязательные элементы выделены ниже.

Предлагаемое название урока для учащихся: «Школа для всех».

Рекомендуемые классы для проведения урока: 1 - 11 ЦЕЛИ УРОКА «ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ»:

  • Ознакомить учащихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсудить роль образования в достижении этих целей.
  • Формировать понимание ситуации с доступностью образования во всем мире и в России в частности.
  • Помочь учащимися осознать, что стопроцентный доступ к образованию – задача не только законодателей, но и всего общества.
  • Воспитывать у учащихся чувство уважения к своим школьным товарищам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.

ПЛАН УРОКА «ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ»:

  1. Вступление с просмотром обращения Заместителя министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганова
  2. Демонстрация анимационного фильма сэра Кена Робинсона, который представляет общемировые цели.
  3. Обсуждение анимационного фильма и Общемировых целей.
  4. Обсуждение важности образования и как оно может помочь достижению Общемировых целей.
  5. Инклюзивное образование – объяснение понятия «инклюзия» и обсуждение преимуществ инклюзии для общества; правила общения с людьми с инвалидностью и особенностями развития.
  6. Подведение итогов

Пояснения для текста преподавателя, сценарий и справочная информация по упражнениям:

ВСТУПЛЕНИЕ

Пример приветствия учителя, активизация внимания:

Сегодня мы проведем необычный урок.

Как вы думаете, почему он называется «Самый большой урок в мире?»

(обучающиеся предлагают варианты).

Он так называется потому, что впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу в более чем ста странах мира! Не только у нас здесь, в России, но и в Бразилии, в Великобритании и вообще в более, чем 100 странах мира!

А еще наш урок необычен тем, что к нам присоединяются заместитель Министра образования и науки Российской Федерации – Вениамин Шаевич Каганов и всемирно известная модель, основатель Фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова.

[приветственное слово В.Ш. Каганова – видео «большой урок» часть 1 - скачать]

Дорогие друзья, а вы часто задумываетесь о будущем? Что будет через 3 года, 10, 15 лет? Наверное, задумываетесь. По крайней мере, когда я был в вашем возрасте, мне нередко приходили в голову мысли, а что будет дальше, что будет, когда я вырасту?

А давайте об этом подумаем вместе? Потому что вместе оно всегда получается лучше!

Именно об этом договорились 105 стран, когда решили провести Самый Большой Урок в Мире. Ожидается, что в эти дни более 500 миллионов мальчишек и девчонок также станут участниками этого Урока! И посвящен будет он обсуждению ключевых Общемировых целей, которых мир должен достичь за ближайшие 15 лет, - о них договорились 193 страны. И у вас есть возможность стать участниками этого Самого Большого Урока. Но поскольку он необычен, мы его начнем тоже необычно – с мультфильма. Не удивляйтесь, а смотрите внимательно на экран! Итак, внимание!

ДЕМОНСТРАЦИЯ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА СЭРА КЕНА РОБИНСОНА, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЩЕМИРОВЫЕ ЦЕЛИ.

[vsw id="138068442" source="vimeo" width="690" height="400" autoplay="no"]

[скачать видео]

ОБСУЖДЕНИЕ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА И ОБЩЕМИРОВЫХ ЦЕЛЕЙ.

Пример обсуждения мультфильма:

Мы с вами посмотрели специально созданный мультфильм о нашей планете, о ее проблемах и о том, как мы можем ей помочь.

Какие проблемы стоят перед нашей планетой?

Какие цели являются общемировыми?

Как мы узнали из мультфильма их 17.

Демонстрация сводки Общемировых целей устойчивого развития:

[иллюстрация для распечатки или демонстрации на экране в классе – доступна для скачивания]

1. МИР БЕЗ НИЩЕТЫ

(Покончить с нищетой во всех ее формах во всем мире)

2. МИР БЕЗ ГОЛОДА

(Положить конец голоду, добиться продовольственной безопасности и улучшения питания, а также содействовать устойчивому сельскому хозяйству)

3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

(Обеспечить здоровый образ жизни и содействовать благополучию для всех в любом возрасте)

4. КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(Гарантировать инклюзивное образование каждому и способствовать созданию равных возможностей для получения качественного образования на протяжении всей жизни)

5. РАВНЫЕ ПРАВА МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

(Достичь гендерного равенства посредством расширения прав и возможностей женщин и девушек)

6. ДОСТУП К ЧИСТОЙ ВОДЕ И КАНАЛИЗАЦИИ

(Обеспечить наличие и рациональное использование воды и санитарии для всех)

7. ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

(Обеспечить доступность надежных, устойчивых и возобновляемых источников энергии для всех)

8. ДОСТОЙНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

9. ИННОВАЦИИ И ИНФРАСТРУКТУРА

(Создать устойчивую инфраструктуру, содействовать всесторонней и устойчивой индустриализации и стимулировать инновации)

10. МИР БЕЗ НЕРАВЕНСТВА (Уменьшить неравенство внутри стран и между ними)

11. БЕЗОПАСНОСТЬ ГОРОДОВ И ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ

(Создать устойчивые города и населенные пункты, которые являются инклюзивными, безопасными и надежными)

12. РАЗУМНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

(Обеспечить устойчивые модели производства и потребления)

13. БОРЬБА С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА

(Принять неотложные меры по борьбе с изменением климата и их последствиями)

14. СОХРАНЕНИЕ МОРСКИХ РЕСУРСОВ

(Сохранить и обеспечить устойчивое использование океанских и морских ресурсов для их устойчивого развития)

15. СОХРАНЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ НА СУШЕ

(Защитить, восстановить и содействовать устойчивому использованию экосистем суши, устойчивому управлению лесами, борьбе с опустыниванием, а также прекратить и обратить вспять процесс деградации земель и остановить потерю биоразнообразия)

16. МИР И ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА

(Содействовать созданию мирного и инклюзивного общества для устойчивого развития, обеспечить доступ к правосудию для всех и создать эффективные подотчетные институты на всех уровнях)

17. СОВМЕСТНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

(Укрепить средства реализации и возродить глобальное партнерство в целях устойчивого развития)

Пример обсуждения Общемировых целей:

Какие из перечисленных целей вам кажутся самыми важными?

[учащиеся высказывают мнения]

Одной из задач, стоящих перед мировым сообществом является задача совместного достижения целей. Это очень непростая задача, несмотря на то, что 193 страны, как мы слышали от Вениамина Шаевича Каганова, приняли решение о ее совместном достижении последующие 15 лет.

Вышеперечисленные цели – Общемировые Цели Устойчивого Развития или по другому ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ.

Какой год у нас будет через 15 лет?

Итак, к 2030 году указанные цели должны быть выполнены.

И исполнителями этих целей будете вы! Потому что в ближайшие 15 лет вы закончите школу и приступите к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

(Кто-то уже в этом учебном году покинет стены школы). А сейчас основным видом вашей деятельности является обучение в школе. И сегодня на уроке мне бы хотелось обсудить с вами как образование может помочь достижению общемировых целей.

ВАЖНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - ОБСУЖДЕНИЕ, КАК ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ДОСТИЖЕНИЮ ОБЩЕМИРОВЫХ ЦЕЛЕЙ.

Пример обсуждения важности образования:

Зачем нужно образование?

Почему важно, чтобы дети ходили в школу?

А знаете ли вы, что далеко не у всех детей в мире есть возможность ходить в школу?

Почему, как вам кажется не все дети ходят в школу?

[учащиеся делают предположения, учитель приводит примеры разных стран]

Например в Пуэрто-Рико менее 90% детей имеют возможность ходить в школу, а в Судане менее 70%*

*Данные на основе статистики ЮНЕСКО (на английском языке).

[демонстрация иллюстрации ситуации с доступностью образования в других странах – проценты представлены в виде долей для лучшего восприятия учащимися младших классов - скачать]

А все ли дети ходят в школу в России?

[учащиеся высказывают предположения]

Обсуждение причин, почему по сравнению с другими странами, в России не 100% детей имеют доступ к образованию.

[В отличие от некоторых стран, в России школы есть повсюду, но даже в мегаполисах дети с инвалидностью не имеют возможности учиться со сверстниками в одном классе].

Переход к теме инклюзивного образования

В качестве примера перехода к этой теме – обращение В.Ш. Каганова.

[видео В.Ш. Каганова видео «большой урок» часть 2 - скачать]

Итак, уважаемые участники Самого Большого Урока в Мире, вы познакомились с Общемировыми целями на ближайшие 15 лет. И абсолютно очевидно, что чтобы достичь хотя бы одну из этих целей, нужно образование.

Нужно, чтобы каждый из вас получил это образование, чтобы стать инженером, летчиком или врачом, и для этого, конечно, нужно учиться!

Школа многому учит, но кроме знаний вы получаете возможность общаться, возможность дружить, возможность совместно реализовать разные интересные проекты. Вы, наверняка, по мультфильму обратили внимание, да вполне возможно вы и в жизни сталкивались, что далеко не все дети, которые мечтают пойти в школу, могут это сделать также, как вы. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, они хотят так же как и вы учиться, приходить в школу, общаться. И очень важно, чтобы в вашей школе, чтобы вокруг вас, была такая обстановка, чтобы им тоже было комфортно и удобно. Вот такое образование, когда вместе учатся дети с разными возможностями, называется инклюзивное образование.

И сегодняшний наш урок посвящен как раз этому. Желаю успеха!

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учитель рассказывает о людях с инвалидностью и особенностями развития – количество информации варьируется от возраста учащихся.

Ключевые положения:

Людей с инвалидностью, особенностями развития не нужно считать больными. Они просто другие, у них разные возможности, но равные, такие же как у нас с вами, права.

  • Человек с детским церебральным параличом (аутизмом, синдром Дауна) – не болен. Он просто другой. Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности.
  • Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Таким людям нужна поддержка окружающих, государства для того, чтобы передвигаться, общаться, обучаться.

Пример обсуждения инклюзии:

А вы знаете, как в школах может быть создана безбарьерная среда? [строительство пандусов, оборудование лифтом, тактильной плиткой, крупными надписями, бегущей строкой и т.д.]

  • У каждого человека есть права. Например, право на имя, право на жизнь, право на образование, право на труд, право на отдых. Эти права одинаково принадлежат всем людям, независимо от того, есть ли у человека инвалидность или нет.

Обсуждение понятия равенства/ равных прав для всех людей независимо от их учебных способностей или особенностей развития.

[демонстрация ролика «Инклюзивное образование: Что это такое? - скачать]

Обсуждение преимуществ инклюзии для общества и поддержки, которую могут оказать своим товарищам с особенностями в развитии одноклассники.

[демонстрация ролика про жизнь человека с особыми потребностями Дженнет - скачать]

Пример обсуждения жизни человека с особыми потребностями:

Что помогло героине ролика жить полноценной жизнью?

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Учитель рассказывает о людях с инвалидностью и особенностями развития – количество информации варьируется от возраста учащихся.Пример перехода к теме: Мы знаем, что мы все имеем равные права, несмотря на наши различия. Существуют определенные правила этикета и определенная терминология при общении с людьми с особенностями развития, с инвалидностью. Ключевые положения:Необходимо всегда помнить, что человек и личность – первично, а диагноз или особенность развития – вторично. Главное – человек!

  • Некорректным и оскорбительным считается называть людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их нарушения / диагноза (слепые, глухие, отсталые, дауны, аутисты, опорники и т.д.)
  • Корректно говорить ЧЕЛОВЕК (ребенок, ученик, сосед) с .... (нарушением зрения, аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и т.д.)
  • «Страдать» нарушениями в развитии нельзя – страдать можно от боли или болезни, инвалидность не всегда сопровождается болью. Ребенок или взрослый не «страдает» а живет.
  • Люди с особыми потребностями – прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными. Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом.
  • Иногда людей с инвалидностью сопровождают помощники. При общении с человеком с инвалидностью, особенностями развития обращайтесь непосредственно к нему, а не к его помощнику/сопровождающему.

Задания на закрепление материала (Для учеников старших классов средней школы)

Упражнение №1 Перед вами примеры статей, написанных о людях с особенностями развития. Найдите в них ошибки и помогите журналисту исправиться. [слайды можно скачать по ссылке, правильные ответы указаны ниже]

  • «Ведущая передачи рассказала, что одна растит шестилетнюю дочь, страдающую аутизмом»…
  • «Прикованный к коляске программист стал успешным паралимпийцем».
  • «Ученик страдает ДЦП и с детства прикован к инвалидной коляске, однако является большим поклонником бокса и всегда мечтал провести бой. Такая возможность у него и появилась».
  • «Коллектив панков из Финляндии под названием Pertti Kurikan Nimipaivat (сокращенно PKN) намерен выступить на главном музыкальном конкурсе Европы- «Евровидении», который в этом году пройдет в Вене. Заявку панков на родине уже назвали экстравагантным поступком, так как коллектив артистов имеет особенность: все солисты PKN - мужчины, больны синдромом Дауна»
  • «Аутисты среди известных людей. Список известных личностей, страдавших или страдающих аутизмом, все время пополняется. Знаменитые аутисты: как болезнь проявилась у известных людей».
  • «Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Предлагаем тебе вспомнить самых известных аутистов среди знаменитостей и узнать, как в их жизни проявился недуг».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

[Видеообращение основателя Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Натальи Михайловны Водяновой - скачать]

Ключевые положения для учителя:

  • Что такое инклюзивное общество? Это общество, которое уважает всех и ценит разнообразие, принимает отличия одних от других и активно борется с дискриминацией и предубеждениями.
  • Это общество, так или иначе включающее в себя любых людей.
  • Инклюзивное образование – составляющая часть инклюзивного общества.
  • Преимущества инклюзивного образования – учиться лучше вместе!
  • Дети с особенностями многому могут научиться от сверстников без инвалидности.
  • Ребята, у которых есть возможность играть и учиться вместе с детьми с особенностями, растут более ответственными, внимательными готовыми прийти на помощь.
поделиться:

подпишитесь на нашу рассылку

Следите за нами в соцсетях

КОНТАКТЫ

603005, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 10

info@nakedheart.ru8 (800) 500-66-75
© 2024 Фонд «Обнажённые сердца»

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari