История Ратмира, 9 лет

25 August 2020

Одна из особенностей, свойственных детям и взрослым с РАС, - узкий интерес и невероятная концентрированность на нем. Это, с одной стороны, сильная сторона: человек может быть долго сосредоточен на чем-то одном, способен глубоко развиваться в этом направлении и стать очень продвинутым в какой-либо области. С другой стороны, это может существенно ограничивать развитие в других областях, потому что ребенок (или взрослый) может упорно настаивать только на этом и отвергать остальные занятия.

Когда Ратмир был совсем маленьким, таким узким интересом для него были все подводные обитатели. К 6 годам он, благодаря маме, скопил хорошую коллекцию книг о рыбах, морских животных и других существах. Эти книги мальчик рассматривал часто и подолгу. Одними из первых слов Ратмира (он начал говорить в 5,5 лет) стали названия всех, кто живет под водой, - причем как на русском языке, так и на латыни. Так Олеся, мама Ратмира, узнала, что мальчик не просто рассматривал книги, а читал их. Но, пока он не заговорил, никто не мог предположить, что он умеет читать, понимает и запоминает слова.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

перейти в глоссарий

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

перейти в глоссарий

Метод работы с социальным поведением, помогающий объяснять детям с РАС и другими нарушениями развития повседневные ситуации, которые могут вызывать у них затруднения.

перейти в глоссарий

Программа помощи для родителей, воспитывающих детей с аутизмом дошкольного возраста. Была разработана Национальным обществом аутизма Великобритании в 1997 году. Программа направлена на помощь семьям в понимании аутизма и освоение на практике эффективных стратегий, помогающих развитию ребенка. Программа успешно применяется в Великобритании, Новой Зеландии, Германии, ЮАР, Катаре, Бельгии, Ирландии и других странах. Благодаря Фонду «Обнаженные сердца» с сентября 2014 года «Ранняя пташка» начала работать и в России.

перейти в глоссарий

Несмотря на этот прорыв, нарушения коммуникации и взаимодействия сохранялись и создавали большие трудности для Ратмира и родных. Он называл интересующие его объекты, но не умел просить то, что хочет, не мог сообщить, что болит. Беспокоил маму Ратмира и неустойчивый зрительный контакт, а также избегание непредпочитаемой деятельности. Помимо этого, зачастую Ратмиру было сложно объяснить, почему что-то пошло не по плану, и помочь ему пережить это без высокого уровня тревоги.

Участвуя в программе для родителей детей с РАС «Ранняя Пташка» Фонда «Обнажённые сердца», Олеся училась, опираясь на сильные стороны и узкие интересы Ратмира, развивать его коммуникативные навыки, побуждать общаться, использовать более сложные языковые конструкции. Во многих бытовых и социальных ситуациях им помогала визуальная поддержка (расписания, социальные истории). Олеся говорит, что программа помогла перестать бояться и справиться с чувством безысходности.

Сейчас Ратмиру 9 лет, он ходит в школу, где ему очень нравится. Он по-прежнему любит подводных существ, но спектр его увлечений в целом существенно расширился. «Я не поспеваю за его интересами, мне кажется, Ратмиру интересно буквально все», - делится его мама.

Какое-то время он подолгу смотрел ролики про медицинские инструменты и говорил: «Мама, я не хочу школу, хочу хирургию!». Сейчас на даче он изучает насекомых и знает, кто такие муравьиный лев, паук-волк и паук-каракурт. У Ратмира хорошо развиты бытовые навыки, он многое умеет – в том числе пожарить свою любимую рыбу.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

перейти в глоссарий

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

перейти в глоссарий

Метод работы с социальным поведением, помогающий объяснять детям с РАС и другими нарушениями развития повседневные ситуации, которые могут вызывать у них затруднения.

перейти в глоссарий

Программа помощи для родителей, воспитывающих детей с аутизмом дошкольного возраста. Была разработана Национальным обществом аутизма Великобритании в 1997 году. Программа направлена на помощь семьям в понимании аутизма и освоение на практике эффективных стратегий, помогающих развитию ребенка. Программа успешно применяется в Великобритании, Новой Зеландии, Германии, ЮАР, Катаре, Бельгии, Ирландии и других странах. Благодаря Фонду «Обнаженные сердца» с сентября 2014 года «Ранняя пташка» начала работать и в России.

перейти в глоссарий

У него есть друзья, одноклассники и двоюродные брат и сестра, по которым он очень скучает, когда долго не видит, и говорит маме: «Поехали, Санкт-Петербург, автобус, Саша, Сережа!» Грамматические шероховатости в речи пока есть, но мама, семья и люди вокруг понимаю Ратмира, а он понимает их, и это счастье!

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

перейти в глоссарий

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

перейти в глоссарий

Метод работы с социальным поведением, помогающий объяснять детям с РАС и другими нарушениями развития повседневные ситуации, которые могут вызывать у них затруднения.

перейти в глоссарий

Программа помощи для родителей, воспитывающих детей с аутизмом дошкольного возраста. Была разработана Национальным обществом аутизма Великобритании в 1997 году. Программа направлена на помощь семьям в понимании аутизма и освоение на практике эффективных стратегий, помогающих развитию ребенка. Программа успешно применяется в Великобритании, Новой Зеландии, Германии, ЮАР, Катаре, Бельгии, Ирландии и других странах. Благодаря Фонду «Обнаженные сердца» с сентября 2014 года «Ранняя пташка» начала работать и в России.

перейти в глоссарий
поделиться:
связанные теги:истории в лицах

подпишитесь на нашу рассылку

Следите за нами в соцсетях

КОНТАКТЫ

123242, Москва, Новинский бульвар, д. 25-27, стр.10

info@nakedheart.ru
© 2020 Фонд «Обнажённые сердца»

Сделано в Charmer

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari